Березовская машинно-тракторная станция – первая в районе

07/02/2017

5 февраля 1932 года произошло важное событие в жизни Березовского района, образована первая машинно-тракторная станция в районе – Березовская МТС.

Директором МТС назначен Иван Егорович Гиляшев, до этого работавший зав. райземотделом и зам. председателя райисполкома, а специалистами – В.М. Пчелинцев, механик, и В.П. Сухорослов, агроном.

В зону обслуживания МТС входили колхозы Березовского, Шаквинского, Сосновского, Марковского, Кляповского, Тазовского, Байкинского, Чесноковского, Карнауховского и Ябуровского сельсоветов. Площадь пашни составляла 17,7 тыс. га. После образования Дубовской МТС в 1938 г. Шаквинский колхоз им. Кирова и колхозы Сосновского сельсовета вошли в зону обслуживания Дубовской МТС.

Было принято решение начать работу МТС с подготовки трактористов. Уже в мае 1932 года поступили в МТС 4 трактора, которые были направлены в Сосновку, здесь опробовали их на деле. Первую тракторную борозду провели на целине. Старики, умудренные опытом, измеряли глубину пахоты, добротность отвала и удивленно качали головой, давая тем самым одобрительную оценку «железному коню». Так техника становилась помощником крестьян.

Первыми трактористами стали Николай Гордеев и Василий Гладких, а первыми женщинами-трактористками Васса Гилева и Анисья Леушканова. Анна Лашова была первой женщиной-шофером. Несколько позднее поступили еще 14 тракторов, а осенью получили первую автомашину «полуторку», которую доверили Степану Титову, а через год пришли и комбайны «Коммунар» (прицепные), и 10 человек направили на курсы комбайнеров в г. Кунгур. Одним из первых комбайнеров был Андрей Афанасьевич Колодин, а помощником его брат Степан. В 1934 году Березовская МТС имела 70 тракторов, а в 1935 г. – 96 тракторов, 30 зерновых комбайнов и несколько сложных молотилок МК-1100.

По итогам работы трактористов за 1932 год лучших результатов добился Николай Коновалов, выработка составила 700 га мягкой пахоты, а в следующем году – 1000 га. Хорошие результаты у Анатолия Федотова, Ивана Титова, Василия Гладких, Николая Гордеева.

Зона обслуживания МТС была поделена на производственные участки. На каждом участке свой механик и агроном, а в колхозах тракторная бригада. Трактористы до 1953 года включительно являлись членами колхоза, а затем в штате МТС. При МТС построена ремонтная мастерская, в зимний период там было многолюдно, производили ремонт тракторов, готовили трактористов.

В годы первых пятилеток по стране прозвучал призыв «Девушки, на трактор». Прасковья Ангелина в 1933 году образовала первую в стране тракторную бригаду девушек. По её примеру девушки и женщины Березовского района учились на курсах трактористов и садились за руль трактора. Так, в 1938 году председатель пентюринского колхоза «Коммунар» П.И. Кислых пригласил девушек в правление колхоза и предложил им пойти учиться на открывающиеся курсы трактористов в Березовской МТС или на курсы шоферов в Кунгур. Зоя Бормотова, Нина Мясникова, Екатерина Шаравина, сестры Елена и Анфиса Мясниковы, сестры Нина и Александра Татариновы, Клавдия Чащина, окончив курсы трактористов, работали на тракторах рядом с опытными трактористами-мужчинами, перенимая опыт, а потом заменили мужчин, ушедших на фронт.

Из года в год росло число трактористок в районе. Массовый приход женщин работать на тракторе был связан с призывом мужчин на фронт.

Не из легких была работа на тракторе в то время, не женская, травмоопасная. При запуске  двигателя часто случалась отдача, т.к. на тракторах не было аккумуляторов, заводить приходилось рукояткой, что приводило к травмам (переломам рук, ног). Несмотря на это женщины самоотверженно трудились на тракторах, возглавляли тракторные бригады: Анисья Леушканова, Мария Смирных, Анна Щукина, Наталья Русинова, Ирина Останина (бригадиры), Анна Бурылова, Мария Стяжкова, Нина Мясникова, Александра Татаринова, Васса Гилева, Клавдия Крючкова, Любовь Шаравина, Анна Мальцева, Зоя Бормотова и др. трактористки.

Много умения и творческой смекалки вложили замечательные механики-самоучки Петр Васильевич Кирьянов, Михаил Никитич Пономарев, токарь Владимир Михайлович Кирьянов, газоэлектросварщик Геннадий Помазкин. В МТС методом индивидуального обучения готовили и газоэлектросварщиков. При МТС работала передвижная пилорама по предложению агронома, фронтовика Прокопия Григорьевича Гладких. Пилораму перевозили из колхоза в колхоз. Колхозы испытывали нехватку строительных материалов, пилорам не было, а строить надо. Вот и внес рационализаторское предложение о передвижной пилораме П.Г. Гладких, и оно оказалось кстати, а тем более в то время не было электричества в деревнях, кроме Березовки. Пилорама приводилась в работу при помощи трактора, от вала отбора мощности трактора крутящий момент передавался на пилораму. На пилораме работал Петр Иванович Ушаков, уроженец д. Пентюрино, спокойный, неторопливый, добродушный человек.

25-26 февраля 1958 года состоялся Пленум ЦК КПСС, принявший постановление «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». Машинно-тракторные станции сыграли огромную роль в переустройстве деревни, в создании и упрочении колхозного строя, отмечалось в постановлении. А 31 марта 1958 года Верховным Советом СССР принят закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». Учитывая достигнутый уровень экономического и организационного развития колхозов, было признано необходимым реорганизовать машинно-тракторные станции. Тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, принадлежащие машинно-тракторным станциям, продавать колхозам, изъявившим желание приобрести эту технику. Колхозами, не имеющим возможности сразу оплатить купленные ими тракторы и машины, предоставлять рассрочку в зависимости от их экономического состояния. Начиная с 1958 года продавать колхозам и совхозам новые тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины.

Сыграла свою историческую роль и Березовская МТС, которую семнадцать лет возглавлял Василий Павлович Сухорослов (1940-1957 г.г.). Василий Павлович родился в 1897 году в деревне Сухорослово Троельжанской волости Кунгурского уезда, участник гражданской войны. После гражданской войны окончил курсы агрономов-полеводов в г. Харькове, начинал работать на Крымском опытном поле.

С 1924 года в родных местах работает председателем сельского Совета, председателем сельскохозяйственного кредитного товарищества. С 1932 года он жил и работал в Березовском районе. Со дня основания – в Березовской МТС, вначале агрономом, затем директором. Пришлось поработать Василию Павловичу в с. Сосновка участковым агрономом.

Сосновские колхозы получали малые урожаи, была неразбериха в землепользовании. Засучив рукава, он стал наводить порядок на земле. Внедрил яровизацию семян, культивирование, боронование посевов и др. агротехнические приемы. Урожай в колхозах заметно стал расти, на отдельных полях собирали по 30-35 центнеров с гектара.

В октябре 1939 года Пермский областной земельный отдел одобрил работу В.П. Сухорослова по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и применению агротехнических приемов борьбы за урожай. Благодарность и денежная премия 5 тыс. рублей молодому агроному. Опыт работы обобщен и рекомендован всем колхозам и специалистам области. В 1939 году он направлен на открывшуюся Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву.

В МТС существовала строгая система организации труда, железная трудовая дисциплина, не допускающая расхлябанности и разгильдяйства. Особое внимание уделялось агротехнике, повышению плодородия земель, внедрению севооборотов в колхозах, производительному использованию техники. Большую работу выполняли агрономы  и механики производственных участков. Проводимые мероприятия дали положительный результат. В 1947 году директор Березовской МТС Василий Павлович Сухорослов и заведующий ремонтной мастерской Михаил Иванович Теплоухов награждены Орденом Ленина. В 1952 году еще 14 работников Березовской МТС удостоены орденов и медалей. Орден Ленина получил комбайнер Михаил Никитич Пономарев. Орден Трудового Красного Знамени: Андрей Афанасьевич Колодин, комбайнер, Михаил Антонович Викторов, комбайнер. Медаль «За трудовую доблесть»: Муллахмат Габдулсаитов, комбайнер, Семен Сергеевич Ефимов, тракторист, Степан Афанасьевич Колодин, помощник комбайнера, Клавдия Афанасьевна Крючкова, помощник комбайнера, Максим Степанович Пономарев, комбайнер, Иван Васильевич Суханов, комбайнер. Медаль «За трудовое отличие»: Афанасий Андреевич Перин, тракторист, Николай Иванович Трофимов, тракторист, Анатолий Иванович Татаринов, комбайнер, Наталья Петровна Щукина, помощник комбайнера, Павел Степанович Щукин, комбайнер.

В соответствии с законом СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» на смену Березовской МТС пришло ремонтно-техническое предприятие (РТП), а позднее «Сельхозтехника». Основная задача предприятия заключалась в оказании помощи колхозам в снабжении запасными частями и ремонте техники. Руководителями РТП и «Сельхозтехники» были: Никандр Николаевич Пермяков, Вильгельм Алексеевич Ефремов, Геннадий Ефимович Шмырин, Вячеслав Михайлович Овчинников, Анатолий Павлович Ширяев, Демьян Самойлович Резанов, Михаил Дмитриевич Сысолин.

В объединение «Сельхозтехника» входили ремонтная мастерская, обменный пункт, линейно-монтажный участок по обслуживанию ферм, машинно-тракторный отряд. Предприятие оказывало помощь колхозам и совхозам в ремонте тракторов и комбайнов (в 1979 г. построен цех по ремонту комбайнов), занималось снабжением запасных частей, осуществляло прием и отправку тракторов и машин от колхозов и совхозов в ремонтные предприятия области, производило техническое обслуживание доильного и холодильного оборудования на фермах, выполняло большой объем работ по строительству силосных и сенажных траншей в хозяйствах района и вывозке органических и минеральных удобрений и внесению их в почву.

Вывозкой органических и минеральных удобрений и внесением их в почву занимался отряд плодородия, который возглавил Иван Иванович Титов. Долгие годы он работал в «Сельхозтехнике», а затем в «Сельхозхимии». («Сельхозхимия» образована в 1978 г. на базе «Сехозтехники»).

После войны механиками в Березовской МТС работали Кузьма Полушкин, Виктор Голышев, Федор Полушкин, которые в войну подростками окончили курсы трактористов и заменили мужчин, ушедших на фронт, работая на тракторах. Труд их не остался незамеченным. Награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Позднее Федор Полушкин производительно трудился механиком в Ломовском и Кормовищенском леспромхозах, а Виктор Голышев — механиком, техноруком, директором промкомбината, внеся огромный вклад в развитие местной промышленности района. Кузьма Полушкин посвятил свою сознательную жизнь проблеме механизации трудоемких процессов в животноводстве, облегчению труда женщин на фермах. Почти на каждой ферме оставил свой след этот скромный, спокойный, уравновешенный мастер-самоучка. Кузьма Иванович Полушкин, мастер Березовского прорабского участка ПМК «Пермсельхозмонтаж» г. Кунгура, за свой труд удостоен орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Небольшой коллектив участка ежегодно выполнял установленный объем монтажных работ на фермах. Это газоэлектросварщики Анатолий Суханов, Иван Щукин, Анатолий Борисов, Анатолий Щукин, Николай Морозов, Леонид Аристов, Виктор Перин; водители-слесари Анатолий Пирожков, Вадим Соколов; слесари Николай Титов, Виктор Клементьев. После перехода К.И. Полушкина в агропромышленный комитет мастерами участка работали В.И. Старцев, С.И. Летов.

Первый водитель Березовской МТС Степан Титов, вернувшись с фронта, снова сел за баранку автомобиля, однако не надолго, потом ему поручили руководство автотранспортом МТС. И так до выхода на заслуженный отдых он заведовал гаражом МТС. Это был строгий, справедливый руководитель. После выхода на пенсию Степан Васильевич девять лет работал водителем и весьма успешно.

В 1952 году после демобилизации из Советской Армии в Березовскую МТС устроился на работу водителем автомобиля Иван Васильевич Летов. В семнадцатилетнем возрасте в 1943 году его призвали на фронт. Год обучался меткой стрельбе в школе снайперов, а затем участвовал в боях с немцами в составе второго Белорусского фронта, дошел до Берлина. После окончания войны еще пять лет нес службу в Белоруссии, где и приобрел профессию шофёра и оказался верен выбору на всю жизнь. Начинал Иван Васильевич работать на полуторке, затем на газике, Зиле. За время его работы предприятие не раз меняло свою вывеску. Иван Васильевич в 1972 году награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетний, добросовестный труд, как один из лучших водителей объединения. 26 лет – таков его стаж работы в МТС и «Сельхозтехнике». С 1978 года он трудился в новом предприятии «Сельхозхимия», образовавшемся на основе «Сельхозтехники».

Герман Жуков начал работать в МТС еще до армии водителем легкового автомобиля. После демобилизации снова МТС, а затем «Сельхозтехника», «Сельхозхимия». И до конца дней своей жизни водил автомобиль. Сколько тонн удобрений перевезено за эти годы, трудно сказать. Сколько бессонных ночей, физических сил и здоровья отдано им любимой работе. Герман Павлович, как добросовестный труженик, пользовался авторитетом и уважением в коллективе, знал в совершенстве вверенную ему технику. Многие годы на бензовозах работали первая женщина-шофёр района Анна Ивановна Лашова, Михаил Иванович Бурылов, Павел Сергеевич Зернин.

Весомый вклад в развитие предприятия внесли водители Назип Муладзянов, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени, Михаил Перин, Иван Кузнецов, Александр Останин, Иван Сергеевич Воробьев, Иван Михайлович Летов, механики Л.М. Пеленев, А.И. Пирожков, токарь В.М. Киряков, лудильщики П. Кирьянов, Н.И. Русинов, токарь В.М. Кирьянов, слесари В.С. Мокрушин, А.М. Кокшаров, кузнецы Валентин Пирожков и М.И. Щукин, газоэлектросварщики Геннадий Помазкин и Виктор Коньков, тракторист Н.С. Сидоров, кузнец-слесарь Василий Щепелин, слесари по ремонту топливной аппаратуры Николай Михайлов и Михаил Мясников, пилорамщик Петр Иванович Ушаков, бухгалтеры Николай Иванович Трегубов, Федор Афанасьевич Мясников, Таисья Георгиевна Гладких, а также мастер Александр Майшев, мастера по обслуживанию холодильного оборудования Григорий Мелехин и Александр Михайлов, мастер по обслуживанию бензоколонок Михаил Останин, специалист по диспетчерской связи Виктор Елисеев, механик обменного пункта Иван Новиков.

Наибольший вклад в развитие «Сельхозтехники» внесли руководители предприятия Геннадий Ефимович Шмырин, Вячеслав Михайлович Овчинников и Демьян Самойлович Резанов.  В период их деятельности предприятие работало стабильно, вело большое строительство. Построено административное здание, гараж, мастерская, котельная, комбайновый цех, два склада, жилые дома, станции по обслуживанию доильного оборудования. С каждым годом расширялось производство. Предприятие занималось обслуживанием и ремонтом доильных аппаратов и установок, холодильного оборудования, бензоколонок, ремонтом водоснабжения на фермах. Вело строительство силосных и сенажных траншей.

Появились новые структурные подразделения: линейно-монтажный участок, станция по ремонту доильных аппаратов, обменный пункт, диспетчерская служба. Линейно-монтажный участок выполнял большой объем работ в хозяйствах района по ремонту водоснабжения на фермах, ремонту и обслуживанию доильных аппаратов и холодильного оборудования. Возглавляли его в разное время В.П. Проскуряков, П.И. Сухорослов, И.С. Давлетбаев, В.Н. Евдокимов, В.А. Старков. Здесь производительно трудились слесари-водители И.М. Кузнецов, Н.А. Старков, М.А. Посохин, А.А. Останин, слесари Г.В. Бурылов, Г. Курицын, В.В. Желтовских, В. Харинцев, газоэлектросварщики А.В. Сазонов, А.Л. Старков, автокрановщик В.П. Лашов.

Слаженно работала группа планирования, учета, контроля и подбора кадров. Бухгалтерия – Т.Г. Гладких, А. Пирожкова, Л.С Литвина., Л.И. Козлова, П.И. Летова, Т.И. Останина, Г.М. Титова; экономисты В.И. Титова, Н.П. Старкова, Л.С. Зернина, Л.А. Ботова, К.А. Михнова; отдел кадров — В.Л Останина; инженеры-механики Б.П. Ромадин, Н.Е. Ботов, В.В. Пророков; кладовщики С.Н. Бурылова, В. Поморцева.

Березовская «Сельхозтехника» постоянно получала ощутимую поддержку со стороны главного инженера «Облсельхозтехники» Ю.В. Мальцева, начинавшего трудовую деятельность в Березовской МТС в должности главного инженера.

Конец 1990-х годов стал для «Сельхозтехники» завершающим в её развитии. Ремонтно-техническим предприятием стала именоваться она, но вскоре прекратила свое существование. В 1996 г. сюда пришли молодые ребята Павел Ширяев, Андрей Кислых, Виктор Морозов, у которых было свое видение, как вывести предприятие из кризиса, сохранить его. Они активно включились в реализацию своей программы, однако принимаемые меры не дали положительных результатов. Затем – внешнее управление и банкротство предприятия, распродажа имущества. Ремонтно-техническое предприятие перешло в муниципальную собственность по цене в десять раз ниже остаточной балансовой стоимости.

В 1999 году была предпринята попытка сохранения предприятия путем создания новой организации со знакомым наименованием МТС – машинно-технологическая станция (руководитель С.Б. Трофимов). В течение трех лет были приобретены шесть зерноуборочных комбайнов. МТС передала комбайны в аренду колхозу им. Ильича, Березовской государственной сортоиспытательной станции, ООО «Новый путь», СПК «Колос», СПК «Нива». За использование комбайнов сельхозпредприятия уплачивали арендную плату в размере четырех процентов с намолота: ? — зерном, ? – деньгами. Однако эта мера не окупала затраты. В 2004 году предприятие закрыли. Комбайны переданы сельхозпредприятиям, которые их арендовали.

Павел Татаринов

Поделиться с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр

Tags:

Комментарии закрыты.