Тоскливо без ТОСов

21/06/2016

Самостоятельно благоустраивать дворовые территории, создавать спортивные и детские площадки, проводить праздничные мероприятия, участвовать в охране общественного порядка, ликвидировать свалки и ещё множество способов улучшать свою жизнь доступно неравнодушным гражданам благодаря такому инструменту как территориальное общественное самоуправление (ТОС). В Пермском крае, да и в других регионах России, этим инструментом давно и успешно пользуются, только вот в Берёзовском районе такая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления распространения почему-то не получила.

Опыт, которым

нужно делиться

 

Для того чтобы увидеть, как реально работают ТОС на других территориях, как органы местного самоуправления способствуют их появлению и развитию, делегация Берёзовского района 27 мая побывала в городе Соликамске, где приняла участие в совместном выездном заседании постоянной комиссии Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края по нормотворческой деятельности в области социальной политики и ассоциации представительных органов муниципальных образований «Верхнекамье». В состав делегации вошли депутаты Земского Собрания Берёзовского района Эльфера Шаяхметовна Беляева, Евгений Леонидович Бочкарёв и заведующая отделом социальной и правовой информации Берёзовской центральной межпоселенческой библиотеки Ольга Анатольевна Плотникова.

Почему для такой встречи был выбран именно Соликамск? Тут работа по развитию ТОС ведётся успешно и давно, наработан опыт, здешнюю нормативную базу по созданию ТОС взяли за основу некоторые территории даже за пределами Пермского края.

 

Чусовской подход

 

Представлен был здесь и опыт Чусовского городского поселения. Рассказала о нём Инна Николаевна Порошина, начальник сектора по социальным вопросам и развитию территориальных общественных самоуправлений администрации Чусовского городского поселения:

— В нашем поселении система территориального общественного самоуправления начала складываться с 2006 года. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как непременное условие формирования и развития гражданского общества. Территориальное общественное самоуправление — это важная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. От всех других форм она отличается относительным постоянством организационных структур и потенциальной возможностью всеобщего привлечения населения к местным делам.

С 2006 года территория Чусовского городского поселения разделена на 8 микрорайонов и 68 кварталов. В 2015 году организовано ещё 2 комитета территориального самоуправления и количество кварталов увеличилось до 69. Численность населения в каждом комитете разная, но это позволяет сделать комитет территориального самоуправления доступным для жителей, даёт возможность решать вопросы местного значения по месту жительства.

Инна Николаевна отметила, что в структуре администрации Чусовского городского поселения создан и действует сектор по социальным вопросам и развитию территориального общественного самоуправления. Основными его задачами являются координация работы по взаимодействию главы администрации и администрации городского поселения с органами территориального общественного самоуправления; осуществление аналитического мониторинга деятельности органов территориального общественного самоуправления; изучение, обобщение и распространение позитивного опыта работы ТОС.

Администрация совместно с городской Думой контролируют процесс организации и проведения отчётно-выборных (один раз в пять лет) и отчётных (один раз в год) конференций комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС), оказывают им информационно-техническую поддержку, проводят методическое обучение председателей КТОС и председателей квартальных комитетов.

ТОС осуществляется постоянное взаимодействие с организациями местного самоуправления: администрацией города и депутатами Чусовской городской Думы, федеральными и краевыми организациями. Сложились давние партнёрские отношения с образовательными учреждениями, учреждениями культуры, спорта, с представителями малого и среднего бизнеса, некоммерческими общественными организациями, в первую очередь с советами ветеранов и другими общественными организациями.

 

От благоустройства до соцзащиты

 

По словам Инны Николаевны, работа комитетов территориального общественного самоуправления осуществляется по различным направлениям. Это благоустройство территории микрорайонов (освещение, озеленение улиц, организация субботников). Жилищно-коммунальное направление (контроль за бесперебойным газо-, тепло- и водоснабжением, энергоснабжением, контроль за сбором и вывозом бытовых отходов и мусора, расчистке дорог и улиц города, спиливание и вывоз деревьев, выявление мест несанкционированных свалок, вывоз снега, ремонт дорог). По этому направлению информация в КТОС собирается, систематизируется, еженедельно мониторится и передаётся в соответствующие службы. Социально-бытовое (составление бытовых характеристик на граждан, оформление и выдача справок о составе семьи, о наличии иждивенцев, о наличии подсобного хозяйства и др.). Социальная защита населения (оказание волонтёрской помощи одиноким, престарелым жителям и ветеранам, выезд и поздравление на дому ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, составление списков ветеранов ВОВ, проверка совместно со службами семей, находящихся в социально опасном положении и подростков группы риска). Информационное (организация работы консультационных пунктов совместно с ведомствами, информирование об изменениях в законодательстве, о проводимых мероприятиях в городе, разъяснительная работа по сбору документов в социальную защиту и пенсионный фонд). Кружковое и клубное (организация кружковой деятельности с детьми и жителями микрорайонов, клубов по интересам). Культурно-массовое и спортивно-оздоровительное (организация и участие в мероприятиях, посвящённых праздничным датам, а также проводимых в соответствии с планом городских мероприятий). Профилактическое (работа с населением в период паводка, пожароопасного сезона; профилактика терроризма и экстремизма, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций). Административное (составление паспорта микрорайона, организация встреч жителей микрорайонов с депутатами, представителями администрации, представителями ресурсоснабжающих организаций, участие в публичных слушаниях).

При этом расходы по ТОС в МУ «Администрация ЧГП» формируются по четырём статьям: фонд оплаты труда председателей и председателей уличных комитетов, услуги и содержание помещений КТОС, мероприятия, проводимые общественным самоуправлением.

Говоря о значимых мероприятиях, в которых принимают участие ТОС, Инна Порошина отметила ежеквартальные семинары, на которых рассматриваются вопросы благоустройства микрорайонов, формируются наказы жителей и в дальнейшем отрабатываются городскими службами. Такое мероприятие очень важно для чусовлян, к нему готовят перечень нерешённых проблем, так как именно здесь в разрешении их может помочь сам глава или дать поручение ответственному руководителю или представителю организации.

С целью обеспечения эффективного взаимодействия общества и исполнительной власти в городском поселении принята муниципальная программа «Обеспечение взаимодействия общества и власти на территории Чусовского городского поселения на 2015 — 2017 годы». Одна из подпрограмм называется «Развитие территориального общественного самоуправления Чусовского городского поселения». Задачи программы: привлечение жителей к участию в осуществлении местного самоуправления, поддержка инициатив и вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, создание условий для функционирования КТОС. В основные мероприятия муниципальной программы входят: увеличение количества КТОС; предоставление помощи в содержании имущества; оказание услуг по организации и проведению мероприятий в соответствии с календарным планом; проведение конкурсов, проектов для поддержки местных инициатив; разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ТОС.

А в целях совершенствования системы муниципального управления и повышения эффективности решения вопросов местного значения за заместителем главы по социальной политике, курирующей вопросы ТОС, закреплены ключевые цели, которые позволяют грамотно анализировать и планировать деятельность структурного подразделения.

В 2015 году 5 ТОС приняли участие в конкурсе социально значимых проектов, 4 из них стали победителями. В результате были привлечены субсидии из бюджета Пермского края на софинансирование мероприятий на реализацию социально значимых проектов территориального общественного самоуправления на сумму 951 тысяча 639 рублей. Благодаря этому будут установлены спортивные площадки, тренажёры, спортивные дворовые комплексы.

— Жизнь в комитетах ТОС Чусовского городского поселения протекает достаточно интересно и многогранно. Каждый ТОС — организация с устоявшимися традициями, приоритетами и увлечениями. Главное преимущество органов территориального самоуправления – это возможность на месте быстро решать вопросы местного значения, прежде всего, касающиеся благоустройства территории, обеспечения общественного порядка, помощи в трудоустройстве и организации досуга, — отметила Инна Николаевна.

 

Соликамский опыт

 

Опытом города Соликамска по вопросу создания органами местного самоуправления условий для развития ТОС поделилась Надежда Анатольевна Малых, директор некоммерческого фонда «Соликамский фонд поддержки и развития территориального общественного самоуправления и общественных инициатив».

Она рассказала, что целенаправленная деятельность по созданию и развитию ТОС как формы социального движения наиболее приближенной к населению, в которой рождается гражданская инициатива и реализуются общественные начинания, начата администрацией города в 2012 году. С целью создания и развития ТОС в 2013 году разработан отдельный план мероприятий, создан некоммерческий фонд «Соликамский фонд поддержки и развития территориального общественного самоуправления и общественных инициатив». С этого же года мероприятия по поддержке ТОС были внесены в муниципальную программу «Развитие общественного самоуправления в городе Соликамске», подпрограмму «Поддержка и развитие общественных инициатив в Соликамском городском округе». Благодаря реализации программного подхода в городе созданы и обеспечиваются правовые, экономические, организационные условия, стимулирующие деятельность некоммерческих организаций и инициативных групп населения. Программный метод позволяет воспользоваться мерами муниципальной поддержки в виде субсидий, грантов из городского бюджета, повысить уровень профессионализма, правовой, экономической и деловой культуры представителей некоммерческих организаций, в том числе ТОС.

— Подпрограмма «Поддержка и развитие общественных инициатив в Соликамском городском округе» направлена на формирование конструктивного диалога между органами местного самоуправления и НКО, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов местного значения и процессах самостоятельного управления территориями. Её задачи: развитие общественных инициатив, поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций; оказание информационной, консультационной, имущественной и иной помощи социально ориентированным некоммерческим организациям, вовлечение их в процесс принятия решений вопросов местного значения, — говорит Надежда Анатольевна.

В рамках подпрограммы реализуются такие основные мероприятия, как обеспечение деятельности НФ «Соликамский фонд поддержки и развития ТОС и ОИ» (текущее содержание помещений, приобретение оргтехники, канцелярских и хозяйственных товаров и др.); информирование представителей ТОС через их участие в заседаниях рабочих групп, комиссий, общественных советов, действующих при администрации города; предоставление помещений; оказание консультационно-методической помощи населению в создании и развитии ТОС; финансовая поддержка мероприятий, проводимых ТОС; обеспечение софинансирования проектов ТОС для участия в краевых и всероссийских конкурсах; повышение профессионализма представителей ТОС; информационное сопровождение деятельности, мероприятий, проводимых ТОС.

По словам Надежды Малых, за период системной работы некоммерческого фонда «Соликамский фонд поддержки и развития территориального общественного самоуправления и общественных инициатив» в городе организовано и активно функционирует 6 ТОС, 3 инициативные группы в процессе создания ТОС. Четыре сотрудника Фонда осуществляют координацию деятельности ТОС. За Фондом закреплены 4 помещения, в которых созданы общественные центры, где располагаются Советы ТОС и другие социально ориентированные некоммерческие организации. Участниками движения ТОС в Соликамске стало более 22000 человек. Ежегодно на территориях ТОС реализуется 5 единых проектов: «Соликамск Новогодний», «Месячник чистоты», «Дворовые каникулы», «Соликамск спортивный», Мой любимый двор» — организаторами и активными участниками стал каждый пятый житель ТОС.

За три года 4 проекта ТОС стали победителями городского конкурса социальных проектов: «Многофункциональная площадка «Изумрудная», «Многофункциональная площадка «Чемпион», «Четыре победных вальса», «Центр поддержки собственников». Благодаря усилиям активистов ТОС на территориях пустырей появились места отдыха со спортивными сооружениями и детскими площадками. Дважды проекты Фонда поддержки ТОС становились победителями краевого и окружного конкурсов. В рамках реализации данных проектов был собран большой краеведческий материал о территориях и жителях конкретных ТОС, созданы видеоролики и экскурсионные маршруты.

Финансирование большинства мероприятий Фонда и ТОС осуществляется за счёт бюджетных средств. С 2015 года у ТОС города появилась ещё одна возможность изменять территорию – участие в конкурсе грантов на благоустройство в рамках муниципальной программы «Развитие инфраструктуры и комфортной городской среды». Сумма грантов до 500 тысяч рублей.

— Можно констатировать, что за три года существования ТОС на территории города Соликамска возросла гражданская активность населения в решении вопросов территории (участие в публичных слушаниях, ежегодные предложения в бюджет города, ежемесячные встречи с депутатами городской думы), усиливается волонтёрство (субботники, акции, народные дружины), правовая грамотность (на территориях ТОС проходят школа грамотного потребителя, финансовой грамотности, правового просвещения, занятия по ГО и ЧС), появилась возможность разнообразить досуг (секции и кружки, праздники и конкурсы), — рассказывает Надежда Малых. — Результативность работы ТОС во многом зависит от конкретной личности, руководящей Советом ТОС. Одно из программных направлений работы в этом направлении — обучение активистов ТОС, в том числе через изучение опыта других территорий, и не только Пермского края, но и Кирова, Архангельской области, Москвы. Важным во взаимоотношениях власти и ТОС является открытость и конструктивный диалог. Выбранная стратегия поддержки ТОС через Фонд является, на наш взгляд, оптимальной и даёт возможность инициативам населения быть реализованными в кратчайшие сроки. Дополнительная нагрузка, в части ведения хозяйствующей деятельности, не позволила бы Советам ТОС добиться столь высоких результатов.

 

Своими глазами

 

Представители соликамских ТОС Юрий Викторович Антонов и Михаил Юрьевич Коновальчук также представили доклады о проводимой работе. Они были очень захватывающими, но куда интересней было своими глазами взглянуть непосредственно на работу ТОС. И участникам мероприятия такая возможность была предоставлена. На примере ТОС «Клестовка» хозяева продемонстрировали, как ТОС может функционировать на территории города. Опыт ТОС «Корякино» применим больше для сельских территорий. На этих площадках обсуждение волнующих вопросов не прекращалось.

Осматривая досугово-развлекательный комплекс «Корякино парк», созданный руками активистов, участники не сразу заметили пожилую женщину в платочке, скромно наблюдающую за происходящим со стороны. Оказалось, эта женщина и стала инициатором создания ТОС на данной территории, которая застроена индивидуальными жилыми домами. Отвечая на вопросы, она рассказала, что решилась на этот шаг, когда стала замечать, что в их посёлке Корякино, расположенном в городском округе, стало появляться всё больше молодых семей.

— Значит, вы хотели в молодёжи найти поддержку своей инициативы? — спросили её.

— Нет, для молодёжи мне захотелось сделать наш посёлок лучше, чтобы было где играть маленьким детям, чтобы было место для занятий спортом, — ответила пожилая женщина.

На территории ТОС «Клестовка» находятся многоэтажки, здесь проживает около 12 тысяч человек. Участники мероприятия побывали в помещении общественного центра «Дом дружбы». Администрацией городского поселения помещение передано в безвозмездное пользование фонду поддержки ТОС. Активисты ТОС «Клестовка» организовали здесь несколько кружков для местных жителей.

На наши сетования по поводу того, что в Берёзовском районе ситуация с ТОС обстоит куда тоскливее, сотрудники Соликамского фонда поддержки и развития территориального общественного самоуправления и общественных инициатив рассказали, что и им ещё есть над чем работать. В этом году они побывали на Всероссийском съезде ТОС в Москве. Там, среди прочего, активисты ТОС из других регионов делились опытом того, как они не только благоустройством занимаются, а строят дома культуры, мосты. Звучит как фантастика. Думаю, немало найдётся скептиков, которые скажут, что и населения на нашей территории не так много, и возможности бюджетов совершенно разные. Но когда видишь, как другие пытаются и делают всё, чтобы вокруг стало лучше, хочется чтобы и в нашем районе происходили такие перемены. А для этого обязательно нужны два условия: активные и неравнодушные граждане, и готовность местной власти поддержать их начинания, создать условия для развития территориального общественного самоуправления.

Подходы к развитию ТОС на каждой территории свои. Берёзовскому району и сельским поселениям, привлекая всех заинтересованных лиц, тоже нужно выработать свой подход к этому вопросу, учитывающий возможности территории. Доработать нормативно-правовую базу и, создавая необходимые условия, активно развивать территориальное общественное самоуправление, а не оставаться в стороне. Может быть, тогда и у нас всё будет не так тоскливо.

 

Евгений Бочкарёв

 

 

 

В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» понятие ТОС определяется как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Основное содержание ТОС – определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств.

 

 

Условия нужно создавать

По итогам заседания, прошедшего в Соликамске, постоянной комиссией Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края по нормотворческой деятельности в области социальной политики было принято решение. В частности, в документе предложено Совету представительных органов муниципальных образований Пермского края рекомендовать представительным органам городских округов и советам представительных органов муниципальных районов рассмотреть вопрос о деятельности органов местного самоуправления по созданию правовых и организационных условий, способствующих развитию территориального общественного самоуправления, предусматривающих:

— определение в муниципальных правовых актах направлений сотрудничества органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований с ТОС;

— включение членов ТОС в совещательные, консультативные и экспертные формирования, создаваемые при органах местного самоуправления;

— учёт предложений ТОС при принятии органами местного самоуправления решений по вопросам местного значения, в т.ч. сформированных на основе опросов граждан;

— организацию и проведение конкурсов муниципальных грантов для поддержки социально значимых проектов, реализуемых ТОС.

Земское Собрание Берёзовского района тоже учтёт эти рекомендации в своей работе. Остаётся надеяться, что к этому вопросу подключатся и активные жители.

 

 

Прямая речь:

 

Эльфера Шаяхметовна Беляева, депутат Земского Собрания Берёзовского района:

— Я очень довольна поездкой в Соликамск. Если в Кишерти в 2015 году я узнала, как организовано территориальное общественное самоуправление из уст глав поселений Кишертского района, то в Соликамске я об этом узнала от самих председателей ТОС. Я воочию увидела, как они работают. ТОС – это не очередная выдумка, их создают люди, которых объединяет  местожительство, которые согласны к тому же сплотиться, чтобы на деле изменить, улучшить качество своей жизни, среду своего обитания. Мне есть что рассказать своим избирателям, жителям деревни Ванькино, которые в этом году организовали ТОС.

Я сумела убедиться, что для создания ТОС необходима заинтересованность самих жителей и обязательно поддержка, помощь со стороны глав поселений и депутатов, как поселения, так и района. Только тогда будет толк.

 

 

Между тем

В этот же день в Суксунском районе состоялся межмуниципальный семинар по теме «Актуальные вопросы развития местного самоуправления в Пермском крае». В семинаре приняли участие главы и депутаты представительных органов Берёзовского, Кишертского, Ординского, Суксунского районов и входящих в их состав поселений. В работе семинара участвовали представители Министерства территориального развития Пермского края и депутат Законодательного собрания Пермского края А.В. Третьяков.

 

Дорогие читатели!

Если тема территориального общественного самоуправления оказалась вам интересной и у вас возникли вопросы, касающиеся создания и функционирования ТОС, то направляйте их на нашу электронную почту: snber@bk.ru.

Поделиться с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Facebook
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр

Tags:

Комментарии закрыты.